Возможностей для этого в Угличе предостаточно: это и библиотека русской водки, и музей суеверий (один из первых частных музеев-выставок в нашей области), ну и, конечно, знаменитый "ссыльный" колокол, прогудевший в свое время набат о гибели царевича Дмитрия. Но изюминка программы, призванной прославить Углич на всероссийском туристическом рынке, все-таки не это. Главной достопримечательностью на сей раз должна стать этнографическая аномалия. В 25 километрах от Углича, в селе Мартынове, жители ухитрились сохранить до сих пор обычаи и отголоски верований древнего, финно-угорского (то есть дославянского) населения Северо-Восточной России. Называют они себя кацкарями, а само село знаменито тем, что является неформальной столицей Кацкого стана (то есть района вдоль реки Катки) и не просто так живет, а издает сам-себе-издат-газету "Кацкая летопись". До недавнего времени выходило это периодическое издание в виде этакой стенгазеты, а теперь кацкари освоили и типографский способ размножения печатной продукции. И, надо полагать, тираж "Кацкой летописи" может в ближайшее время начать расти. Ведь как же можно туристу побывать в столь уникальном поселении и не приобрести на память экземпляр-другой местной газеты?! Кроме того, гости смогут в селе Мартынове убедиться, что набор суеверий, представленный в соответствующем музее в Угличе, не из этнографических сборников вычитан, а собран, так сказать, в самой что ни на есть бурнокипящей провинциальной жизни. И узнают заодно, какие, собственно, потусторонние силы имеют исконно славянское происхождение, а какие позаимствованы у прежних обитателей. К примеру, былые обитатели села водили дружбу со змеем-ужом Получато (более известным, как Аспид). Сей популярный среди кацкарей фольклорный персонаж, как пояснила в музее духов и суеверий экскурсовод Дарья Чужая, обеспечивал не только благосостояние для облюбованных им домов, но и пополнение поголовья нечистой силы. Являлся он по ночам одиноким или вдовым особам в образе статного юноши и... Вот только дети от его визитов рождались непременно мертвые. А коли явился младенец на свет незаконнорожденным, мертвым, да еще от такого родителя, то одна ему дорога: мальчику - в лешие, девочке - в кикиморы. Ни в коем случае нельзя было суеверному русскому человеку допускать, чтобы черный петух топтал землю более 7 лет. Потому как семилетний черный петух может снести каменное яйцо, а кикимора спрячет его в навоз - и из него через 7 недель родится тот самый змей, которого земля не держит, а только камень... Но храбрые кацкари русского "змея-аспида" ничуть не боялись, а, наоборот приваживали, изображая на оконных наличниках в компании с духами-рожаницами. А если и боялись кого, то только Белую Кобылицу и старца Чугрея. Кобылица является рано утром из предрассветного тумана - и всяк, кто увидит ее, либо помрет скоро, либо заболеет тяжко. Но происходит такое несчастье крайне редко, поскольку как взойдет над горизонтом Солнце - Белая Корова, так и обратится Белая Кобылица в прах. До следующего утра. С Чугреем сложнее - он присматривает за людьми постоянно, ходит по их следам и норовит душу из тела внезапно вынуть. Но и против него есть испытанное крестьянское средство - топор. Кто с собой топор носит, того Чугрей не тронет. А если и несподручно топор постоянно с собой таскать, то можно просто рубануть им крест-накрест по своим следам - тоже от Чугрея помогает. Потому и сохранился уникальный (опять уникальный!) кацкий герб - на белом круге два перекрещенных топора - рабочий и боевой, а над ними - православный крест. Так и жили кацкари столетиями - уважая Белую Корову и строя церковь Николы на топорах... Неповторимый мартыновский колорит сохранился, по признанию главы Угличского МО Элеоноры Шереметьевой, не в последнюю очередь "благодаря" ставшему уже притчей во языцех российскому бездорожью. Но с 80-х годов дело с дорогами подналадилось, да и запустела Кацкая волость со времен коллективизации - от былых 25 тысяч жителей осталось в ней не более 2200. Почти все старики, с которыми беседовал главный собиратель кацкого фольклора и диалекта Сергей Темняткин, теперь уже померли. Когда Мартыново станет туристической Меккой (что вполне возможно - как раз в конце мая в Угличе открывается гостиница в Торговых рядах), то кацкое своеобразие только выиграет, если будет кому гостеприимно сказать гляженным (то есть пришедшим поглазеть туристам) людям: "Просим к столу, гости наши мазистые, кипятошник уже наживо пырхает!" (Просим к столу, гости дорогие, самовар уже вовсю кипит!).