На выставке представлены работы художниковиконописцев из Москвы, Новгорода, Владимира, Иванова, Костромы, Твери, Палеха, Федоскина и, конечно же, Ярославля.
Все они различаются по качеству исполнения (от лубка до самого настоящего шедевра), по художественному методу и по способу реализации идеи – церковное искусство в современной культуре.
Дабы разобраться в тонкостях и нюансах современного храмового искусства, мы задали несколько вопросов редактору московского журнала «Художник» Александру Грекову.
– На ваш взгляд, сколько на данной выставке работ чисто «иконических» и сколько в ней «художественного»?
– Я бы не стал разделять в рамках данной выставки эти два весьма самостоятельных понятия. Здесь они органично существуют в одном творческом ансамбле. Я бы сказал, «прорастают друг в друга».
– Глядя на эту выставку, создается ощущение, что современное церковное искусство сделало определенный шаг в сторону светскости.
– Отнюдь. Если посмотреть на историю, то понастоящему светский характер наше церковное искусство приобрело еще в XVIII веке, когда стало насыщаться западными влияниями. До этого оно носило сугубо восточнохристианский характер. Поэтому сегодняшняя выставка светская лишь ввиду своей открытости, но отдельные ее экспонаты вполне могут претендовать на место в любом из храмов как творения, посвященные Богу.
– Какое место в современной иконописи занимает художественный экспромт?
– Этот вопрос дискуссионный. Дебаты проходят даже в Интернете. Экспромт как новизна допустим, но экспромт ради экспромта бессмысленен. Каждый художник должен следовать установленным церковным канонам. С другой стороны, обладая в совершенстве подобным знанием, ему легче привносить новое, не боясь за уличение в «художественной ереси». Настоящий художник выбирает для себя то, что ему ближе по мышлению и духу. Одни ориентируются на разноликие византийские течения, другие апеллируют к опыту русских школ церковной живописи. Полярность существует. Тем лучше для искусства.